Религиозные мероприятия Сагаалгана начинаются за три дня до его наступления — в дацанах совершается особый молебен, посвящённый Сахюусанам десяти божествам-защитникам Учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздаётся богине Лхамо, в её честь совершается отдельный хурал «Балдан Лхамо» в день, непосредственно предшествующий Новому Году.
Особое значение придаётся популярному в народе обряду — ритуальному костру «Дугжууба», проходящему в двадцать девятый день по лунному календарю (в этом году он состоится 9-го февраля), в котором сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают своё тело, после чего бросают их в специальном месте. Для этого обряда изготавливается «Сор» — высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в «Сор» вкладывают плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре.
Тридцатый день по лунному календарю является «закрытым днём» (буту удэр – бур.). В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда, «табаг» — ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок масла. Обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш путь. В этот день категорически запрещается поднимать пыль в доме — проводить уборку дома (побелку, мытье полов и пр.) нужно заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания, делать добрые поступки. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса. Встречать Сагаалган нужно, как следует подготовившись к нему, с чистыми помыслами, в чистом месте.
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4–5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им весь год будет сопутствовать удача и успех. Проснувшись, после утреннего туалета, необходимо зажечь зула — лампаду, воскурить санзай или хужэ (благовоние), преподнести Бурхану «тахил» (подношение). После того, как выглянет солнце, буддисты по обыкновению подносят хозяевам местности «сэржэм» (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. Иногда разжигают аргал (кизяк) добавляя в него благовония, чтобы очистить, тем самым, свой двор. После всех этих религиозных действий буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого Месяца вместе с ламами. В Иволгинском дацане обычно в утренние часы бывает очень многолюдно, гости заходят в дом к Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву, где обмениваются с главой Сангхи России хадаками – шарфами, а затем проходят в его столовую, где гостей угощают горячим чаем и всевозможными блюдами.
В день Сагаалгана принято начинать день с поздравления родителей, преподнести им хадак, подарки. Встречаясь со старшими необходимо быть опрятно одетым, застёгнутым на все пуговицы. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращённые кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти уважение к старости и мудрости. Если встречаются родственники, то одна рука остаётся на верху, а второй рукой поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины – по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол. Такие же правила соблюдаются и во многих сёлах Бурятии, где ещё крепки национальные традиции и обычаи. Хорошим знаком считается и то, если в дом первым гостем входит мужчина.
В праздничный день буряты обязательно навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым, укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего по приглашению хозяев пройти за праздничный стол. Необходимо отметить, что в начале 90-х годов, когда праздник в Бурятии начал отмечаться официально и в районах стали организовываться всенародные гуляния, зачастую бывало, что люди воспринимали праздник, как гулянку, заходя в дома лишь для того, чтобы промочить горло. На сегодня эта тенденция постепенно сходит, так как вера и понимание людей возрастают, что не может не радовать
В первый день весны, а Сагаалган символизирует собой начало зарождения природы, в районах Бурятии проходят всенародные гуляния. В Кижинге, где ещё крепко сохранены корни, праздник чувствуется особенно ярко. Люди, кто на машинах, кто пешком, в нарядных бурятских национальных костюмах спешат в центр села для того, чтобы принять участие в различных конкурсах Белого Месяца – играх, бухэ барилдаане и прочем. Всех завораживает национальный танец «Ёхор», участие в котором принимают коллективы района, начинающие свою подготовку к конкурсу задолго до наступления праздника.
Во второй день по лунному календарю, буддистами совершается обряд «запуска коня ветров» — хий-морин, освящённое в храме, которое привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Во второй день начинается и «Ехэ хурал» (Великий молебен – бур.) – «Монлам Ченмо», который длится на протяжении 15-ти дней. Его основал великий реформатор буддизма Дже Цзонхава. «Монлам Ченмо» посвящается воспоминанию 15-ти чудес, которые по преданию Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). Предание повествует о том, что когда Будда начал проповедовать своё Учение, то вокруг него собралось множество последователей. Однако вскоре шестеро мессий стали насмехаться над Учителем, демонстрируя окружающим различные чудеса в доказательство своей правоты. Сначала Будда не обращал на них внимания, но однажды ученики всё же уговорили его посрамить этих лжеучителей, которые причиняли окружающим только зло и беспокойство. И тогда Будда проявил свои сиддхи – сверхъестественные способности.
— В эти дни, наполненные сверхъестественной энергией, буддисту нужно в обязательном порядке посещать дацаны и принимать участие в хурале «Монлам Ченмо». Тем самым, люди в значительной степени оградят себя от негативных воздействий и накопят энергию для того, чтобы прожить весь остаток года в спокойствии и благоденствии. Потому советую буддистам находить время и силы для посещения дацанов именно в эти дни, а в течение года молиться на других пяти больших хуралах года. На мой взгляд, новый год должен иметь другое значение «Сагаалха», что означает «Сагаа алхаха» (перешагнуть время – бур.), потому как мы все перешагиваем через год и должны приложить все усилия для того, чтобы прожить ещё один год в этой жизни,— говорит Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.
Уважаемые буддисты! С каждым новым днём к нам неумолимо приближается праздник Белого Месяца, потому всем нам необходимо как следует подготовиться к его встрече. Ведь не зря говорится, что «Как встретишь новый год, так его и проведёшь». Удачи в новом году!
Наставления Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче о практике в особые дни лунного года
Совместная практика
Для Сангхи лучше всего в эти дни собираться вместе для практики. В особенности, практикуйте и молитесь с высшим намерением бодхичитты. Иными словами, молитесь, чтобы все существа достигли истинного счастья и освободились от всего страдания. В особенности молитесь, чтобы все существа этой планеты освободились от голода, войн и болезней, и обрели счастье и покой.
Эти молитвы и практики не принадлежат лишь к традиции сангхи дзогчен, они возносятся во всех буддийских монастырях, ритритных и дхарма центрах, во всех сообществах по всему миру. В эти дни всем необходимо увеличить свою добродетельную активность.
Особенно важно в эти благоприятные дни молиться о тех, кто оказал и оказывает спонсорскую и иные виды помощи в становлении и поддержании ритритного центра Дзогчен, ежегодных длительных образовательных ритритах линии передачи Дзогчен и создании книг Дхармы.
В эти дни сангхе по всему миру необходимо читать особые молитвы о воцарении мира во всем мире, долгой жизни святых учителей и успехе практики Сангхи.
Благие деяния
В эти священные дни особо благоприятно начинать, заканчивать или усилять любые из следующих деяний:
• Поддерживать материально тех, кто собирается или участвует в ритрите
• Проявлять щедрость к бедным людям
• Делать подношения монахам и монахиням
• Давать обещания о будущем проявлении щедрости
• Даровать еду голодным людям и животным
• Проводить огненные и водные подношения всем существам
• Практиковать подношения света всем Буддам и просветленным существам
• Молиться о воцарении мира во всем мире и лидерах стран и мировых организаций
• Проявлять любовь по отношению к своим родителям
• Участвовать в общественных работах
• Сближаться со своими соседями
• Распространять хорошие новости
• Выказывать другим уважение и почтение
• Усыновлять/удочерять сирот
• Улыбаться другим
• Освобождать пойманных животных
• Заботиться об окружающей среде
• Читать вслух тексты Дхармы
• Вырезать мантры на камнях
• Запоминать тексты Дхармы
• Строить мандалы и помещения для молитв и практики
• Создавать или материально поддерживать создание статуй Будд и ступ
• Очищать и украшать храмы и помещения для молитв и практики
• Дарить другим буддийские изображения, тексты Дхармы или священные объекты
• Создавать и вывешивать молитвенные флаги (лунгта)
• Создавать и устанавливать молитвенные барабаны
• Создавать и распространять ца ца
• Строить буддийские монастыри, Дхарма центры, школы и больницы
• Писать, несущие благо, тексты
• Переводить священные тексты Дхармы
• Учить Дхарме и вести практики Дхармы
• Просить у святых учителей учения Дхармы
• Посещать учения Дхармы, практики Дхармы и обсуждения Дхармы
• Приглашать учителей Дхармы и подготавливать учения и ритриты Дхармы
• Создавать фильмы и музыку, демонстрирующие или напоминающие о жизни и учениях Будд и просветленных мастеров
• Совершать паломничество в священные места
• Уходить в одиночные ритриты (если у вас есть надлежащие наставления)
• Очищать свои чувство обиды и угрызения
• Бросать курить, принимать наркотики или злоупотреблять алкоголем
• Изучать Дхарму, размышлять о ней и медитировать
• Увеливать с радостным усердием свое благое мышление и благое поведение
• Обновлять или принимать новые добродетельные обязательства по оставлению неблагого поведения и вовлечению в благое поведение
• Благодарить и сорадоваться хорошим намерениям и действиям всех существ
• Устраивать вечеринки и празднования начала, продолжения или завершения хороших дел
Занятие упомянутыми действиями с чистой мотивацией придает жизни смысл, приносит исцеление, способствует распространению Дхармы и приносит пользу всем существам. Эти действия увеличивают ваше счастье, мир во всем мире и способствуют быстрому достижению просветления Великого Пробуждения.
Индивидуальная практика
Если вы не можете присоединиться к групповой практике, индивидуальная практика также принесет очень большую пользу. Чем бы вы не занимались в эти превосходные дни, старайтесь накопить заслуги.
Посвящение заслуг
По окончании вашей практики посвятите ваши заслуги долгой жизни Ваджрных Учителей, достижению Сангхой успеха в практике Дхармы, а также благотворной деятельности Дхарма центров, процветанию Пути Будды и сохранению Линии передачи Дзогчен.
Сарва Мангалам!